|
Автор: Дарья Стрельцова |
Краткий экскурс в историю сольных родов. Сольные роды по сути своей - это и есть изначальные первобытные роды. С какой точки зрения бы мы на них не смотрели, какой теории происхождения человека ни придерживались, в начале времен - женщина рожала одна. Если придерживаться дарвиновской теории происхождения видов, то самки приматов рожали в уединении, самостоятельно, даже без помощи опытных самок. Первобытная женщина продолжала рожать подобно им в одиночку еще долгие десятки и сотни тысяч лет, пока человеческое общество не развилось настолько, чтобы привнести в этот процесс свои уже непосредственно человеческие навыки. С библейской же точки зрения, когда Адам и Ева были изгнаны из рая и было сказано им: "в болезни будешь рождать детей" и "в поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3:16,19), помогать Еве в родах кроме мужа было просто некому. Да и последующим женам праотцов тоже вряд ли кто-то помогал: сами рожали, вскармливали и растили детей своих в трудах и заботах. Так что, как ни посмотри, а сольные роды - начало начал человеческих родов в прямом и переносном смысле. Постепенно развиваясь, человеческое общество привнесло в роды свои представления о мире, о жизни и смерти, о взаимодействии мира духов и людей, энергий, тел, чакр, души и тела - в зависимости от тех или иных верований. Наряду с этим, в первобытных и более поздних человеческих сообществах (родах, общинах, поселениях) появлялись опытные многорожавшие женщины, к которым обращались за помощью молодые матери. Помощь эта заключалась больше в моральной поддержке, словах утешения и подбадривания, нежели в физических воздействиях на роженицу, и в помощи чисто практической - поддержать в определенном положении, подхватить ребенка, помочь встать - то, что мы сегодня называем помощью доулы или помощницы в родах. Это несколько напоминает помощь взрослых самок молодым у некоторых видов млекопитающих, что мы можем наблюдать и сегодня в природе. Особую роль, конечно, играло мистическое представление о переходе ребенка из мира мертвых в мир живых, и особенно ценилось умение повитух взаимодействовать с родовыми энергиями, направлять их благоприятным образом для роженицы. Эти знания накапливались в течение многих поколений и передавались по женской линии от наставницы к ученице. С течением времени человеческий фактор - обычаи, обряды, верования - все больше влиял на роды. Поскольку на сам родовой процесс повлиять было сложно, то в основном это касалось раннего послеродового периода. Во многих странах было распространено мнение, что молозиво опасно для ребенка, что мать после родов нечиста, где-то ее держали в полном уединении, где-то уносили ребенка к бабушке или кормилице, пока не придет "настоящее" молоко или мать не очистится и т.д. Но сами роды очень долгое время оставались "нетронутыми", женщина рожала сама, иногда в присутствие повитух, иногда в одиночестве, а повитухи приглашались позже. Вмешиваться в роды считали возможным, только если роженица умирала или была при смерти, так по легенде родился на свет Цезарь, после чего почти во все языки мира вошло название операции - кесарево сечение. Потом вмешательство в роды стало более действенным, роженицу отводили в специально отведенное место для родов, пытались придать определенную позу, ее пугали, если роды не шли, окунали в воду, давали пить травы, но эти воздействия были ограничены малым влиянием человека на природный процесс. Постепенно повитушество перерастало в акушерство в том смысле, в котором мы его понимаем: появлялись некие практические умения, акушерские навыки, их становилось все больше, применение разнообразнее. Но все же акушерки-повитухи (слово акушер - относительно недавнего происхождения и вначале относилось к мужчине), как многоопытные мудрые женщины, вобравшие в себя опыт поколений, не управляли родами, а следовали их естественному течению. Постепенно, с развитием медицины и науки в целом, вмешательства в роды стали все более настойчивы, разнообразны, возможности расширялись, а желание улучшить природу у человека никогда не пропадало. Обретая новую возможность повлиять на человеческий организм и процессы, происходящие в нем, человек пытался активно применить это на практике, не всегда с положительным результатом, историю таких проб и ошибок можно прочесть в начале любого медицинского учебника. В настоящее время мы имеем то, что имеем. В современных цивилизованных странах естественный физиологический процесс считается чем-то опасным и страшным, возможности повлиять на беременность и роды почти безграничны (вплоть до операций на нерожденном ребенке), даже зачатие взято под контроль и т.п. Медицина сохраняет жизни детей, которые раньше бы умерли сразу после рождения, и убивает (абортирует) тех, кто по их предположениям должен родиться с отклонениями умственными или физическими. По сути, человек ставит себя на место Бога, распоряжаясь жизнью и смертью. Опьяненные возможностями науки, мы идем, все дальше отклоняясь от того естественного процесса, который изначально заложен в каждом женском организме. Желая улучшить природу, мы пытаемся управлять ее процессами, создаем для них искусственные стандарты и подгоняем под них физиологию. Мне недавно встретилось мнение акушера-гинеколога, которая говорила о том, что когда она училась, для первых родов считалось нормальным рожать и сутки, и двое, а разве сейчас можно о таком подумать! Вопрос: что изменилось в женском организме за эти три-четыре десятилетия? Это мгновение по сравнению с историей человечества! Но медики уверенно идут вперед в ускорении родов, что вызывает необходимость все нового медикаментозного вмешательства, т.к. организм не готов к такой гонке. Увлечение научным подходом в какой-то момент настолько вытеснило естественное отношение к родам, что вызвало ответную реакцию части женщин, тех, кто не хотел быть пациентом и ведомым в процессе рождения собственного ребенка. Так произошло во многих странах с развитым медицинским акушерством, независимо друг от друга. Приблизительно в 60-80-х годах 20-го века снова появились домашние акушерки и доулы - женщины, успешно родившие сами, начавшие помогать другим рожать в домашних условиях, без навязанного медикаментозного вмешательства.
В нашей стране возврат к домашним родам был более контрастным, т.к. в СССР вся система родовспоможения была чрезвычайно закрытой и служила для воспитания советского человека как части общества непосредственно с рождения, хотя еще в 50-е годы 20-го века роды на дому сохранялись в сельской местности и малых городах. Домашние роды в конце 70-х - начале 80-х годов стали не только способом рождения, но и выходом из-под влияния жесткой системы подчинения и изоляции. Это был некий не всегда осознанный протест против насилия над личностью, желание родить в человеческих условиях, без подавления и унижения, прожить роды как истинно семейное событие, родить так, как рожается, а не как положено регламентом роддома. Пионером в домашних водных родах в нашей стране был И.Б. Чарковский. Позже, те женщины, которые родили с его помощью или самостоятельно (инструкторы), стали готовить семейные пары (в основном это были именно пары) к домашним родам на основе собственного опыта и, если была такая возможность, приезжали к ним на роды, но это было совершенно необязательным условием подготовки. Занятия (курсы) велись таким образом, чтобы дать знания о родах, независимо от того, как, где и с кем будет рожать женщина. Духовных акушерок (термин «духовная акушерка» был создан в противовес полной бездуховности советских роддомов и не нес негативного уничижительного оттенка как сейчас) было мало, а желающих родить дома много, ко всем приехать просто физически не могли, да и настрой на самостоятельные роды был соответствующим. Роды без акушерки в конце 80-х - начале 90-х гг. были в порядке вещей, так рожало около половины всех занимавшихся. Примечательно, что ни одного случая осложнения, требующего неотложного медицинского вмешательства, в этих группах не было, все благополучно родили здоровых детей. Постепенно инструктора (духовные акушерки) набирались опыта, приобретали дополнительные медицинские знания, их становилось все больше, возросло число курсов, школ, центров подготовки к родам, а количество домашних родов увеличилось ненамного, возможность выбрать близкую по духу акушерку возросла, шансов, что она будет занята на других родах, было немного. Сольные роды стали редкостью, в основном это были случаи, когда роды были быстрыми и акушерка не успевала приехать, или когда пара рожала не в первый раз. Редко когда пара изначально настраивалась на соло и заявляла об этом, домашние роды сами по себе уже были вызовом системе и общественному мнению, чтобы шокировать людей еще и полным отказом от помощи в родах, если такое и было, то об этом особо не распространялись.
Со временем домашние роды в большинстве стран перестали быть чем-то особенным, стали частью официальной системы родовспоможения. В нашей стране этого еще не произошло, но возможно дело близится к подобному варианту акушерской системы и у нас. По крайней мере, о домашних родах говорят во всеуслышание, на всех уровнях, даже в министерстве (хоть и не в положительном ключе), а это значит, что домашние роды стали явлением, от которого уже не отмахнешься, и определенный процент женщин все равно будет рожать дома, согласны с этим медики или нет. Сольные роды вроде бы ушли в прошлое, рожающих таким образом остались единицы. (Понятно, что речь не идет о случайных сольных рождениях, которые были и будут всегда, когда природа оказывается мудрее наших предрассудков, и мама благополучно рожает, не успев доехать до роддома.) Но в последнее десятилетие, как ни странно, при всем разнообразие школ, курсов, центров подготовки к родам, большом количестве акушерок, вдруг снова стали рожать самостоятельно, и так же "втихую", не рассказывая об этом посторонним, т.к. на таких родителей смотрели как на полных маргиналов: мало того, что дома, да еще без акушерки! Подобное отношение у нас было в 90-х ко всем доморожающим. Что-то во всем многообразии выбора все же не устраивало тех, кто хотел полной самостоятельности в родах, истинной интимности процесса. Но если раньше найти и пообщаться друг с другом рожающим самостоятельно было сложно (даже в крупном городе их было мало), то с появлением виртуального пространства и развитием интернета такое общение стало реальностью. На Западе сообщество сольнорожающих появилось гораздо раньше, оттуда пришел термин «самостоятельные роды» или «роды без помощников» ("unassisted birth"), которому мы совместно с нашей соотечественницей, живущей зарубежом, дали свое толкование и название — "сольные роды", термин, уже вполне адаптировавшийся в русском языке: сольнорожающие, сольницы, сольники, роды соло и т.п. У нас в стране такое сообщество появилось немногим более двух лет назад, и я имею честь быть его основательницей. Оказалось, что соло-роды востребованы, ими интересуются, и не только из-за отсутствия акушерок (например, в небольших городах, поселках), но и в силу иного подхода к родам и к жизни в целом. О причинах современных сольных родов, о их видах мы поговорим в следующей статье. Созданное интернет-сообщество объединило русскоговорящих людей разных стран во всех частях света, оказалось, что нам есть чем поделиться друг с другом, рассказать свои истории, задать вопросы, поддержать в сложных ситуациях, придать уверенность в собственных силах. В целом, надо признать то, что сольные роды по-прежнему являются частью нашей жизни, несмотря на издержки цивилизации и массовую обработку сознания (в развивающихся, "нецивилизованных" странах или сохраняющихся племенах Амазонии, например, такие роды никого не удивляют), они снова возвращаются, но уже на новом уровне осознания, через призму пройденного наукой и практикой пути. На удивление тех, кто считает роды медицинской процедурой, сольные роды не только не опаснее роддомовских, но и более благополучны. Статистика по ним собирается и обрабатывается и будет представлена в будущем. Конечно, они не станут широко распространенными, так же, как домашние роды не стали доминирующими в тех странах, где они официально разрешены. Но говорить о них и признать одним из нормальных вариантов естественных родов - уже пора.
В качестве иллюстрации использована картина Елены Филипчук (с). |